10 марта 2010, 07:19
57
11 минут

Состояние пожарной безопасности в населенных пунктах Омской области

О состоянии пожарной безопасности в населенных пунктах Омской области мы беседуем с Первым заместителем начальника Главного управления МЧС России по Омской области (по Государственной противопожарной службе) Владимиром Фокиным.

-Владимир Юрьевич, расскажите о реализации мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности на территории Омской области? В результате реализации 1 этапа Концепции создания и развития противопожарной службы в Омской области, утвержденной протоколом Совета Безопасности № 19 (от 24 апреля 2007 года), на территории региона была создана противопожарная служба Омской области. Обеспечение пожарной безопасности – повышение защищенности общества и государства от пожаров является одним из элементов Стратегии национальной безопасности государства, утвержденной Указом Президента от 12 мая 2009 года № 537, и достигается путем реализации полномочий органов власти всех уровней и местного самоуправления по совершенствованию системы предупреждения пожаров, развития сил и средств оперативного реагирования для оказания своевременной помощи населению. Реализация органами исполнительной власти Омской области совместно с Главным управлением МЧС России комплекса государственных мер, направленных на повышение уровня пожарной безопасности в регионе, позволила за последние 5 лет добиться устойчивой позитивной динамики ежегодного снижения на 9% гос.отчетных пожаров, так и количества погибших на них людей. Однако обстановка с защищенностью жителей Омской области от пожаров остается крайне напряженной. -Каковы статистические данные с пожарами в Омской области? Ежегодно у нас происходит до 8 тысяч пожаров и загораний, гибнет при пожарах порядка 250 человек, более 300 человек получают травмы. При этом показатель количества погибших при пожарах на 100 тыс. населения в Омской области составляет 11 чел. (пожаров 150), и находится на уровне средне-российского показателя (10 чел.). по городу Омску 9, а в селе 16 чел. Количество пожаров в городе и на селе, практически, одинаково (43% пожаров в городе и 57% на селе), но тяжесть последствий пожаров в сельских районах Омской области превышает городские (53% травмированных и 58% по гибели). Так, при пожарах на селе ежегодно гибнет 58 % от общего количества погибших. Главными и объективными причинами складывающееся ситуации являются: увеличения времени прибытия пожарных подразделений на тушение пожаров вследствие большей, чем в городе удаленности от них сельских населенных пунктов, а так же плохого состояния дорог, водоснабжения и др. Более 75% всех пожаров – это пожары в жилых домах наших граждан. -Как протекает взаимодействие с Правительством Омской области? В период активного реформирования противопожарной службы в соответствие с требованиями 122-го Федерального закона нам удалось избежать проблем только благодаря дальновидной политике, проводимой Губернатором Омской области, которая позволила своевременно (еще в 2004 году) спрогнозировать возможные последствия развития ситуации, связанной с реализацией данного закона. На данный переходный период Правительством области и Главным управлением был заключен договор № 49-Д, который позволил не только сохранить единую службу, но и дать толчок к ее развитию и совершенствованию. В этот период фактически с нуля была создана пожарно-спасательная служба на базе автомобилей УАЗ, позволяющая сегодня проводить широкий спектр работ, в том числе, по оказанию неотложной и оперативной помощи пострадавшим при ДТП и других чрезвычайных ситуациях. Подразделениями федеральной противопожарной службы в настоящее время защищен город Омск, все особо важные пожароопасные объекты субъекта, наши подразделения дислоцируются в каждом районном центре области. Ранее, при социалистической плановой модели экономики, на территории Омской области насчитывалось 600 добровольных пожарных команд (ДПК), которые создавались и содержались за счет средств сельхозпредприятий и организаций. Ежегодного на их же средства приобреталось 15-20 пожарных автомобилей, техника была исправна и обеспечена необходимым запасом ГСМ, на пожарах имелась радиосвязь с диспетчером хозяйства. Курировал данное направление Агропромышленный комитет. К концу 90-х годов вследствие проводимой в стране экономической реформы, преобразования колхозов и совхозов в частные предприятия, изменения федерального законодательства, уже не обязывающего собственника содержать ДПК, на территории, в том числе, и нашего региона сложилась негативная тенденция сокращения добровольных пожарных команд. Благодаря проводимому Правительством области эксперименту по материальному стимулированию граждан, к 2009 году удалось сохранить 350 ДПК, к сожалению, снизилась их боеготовность вследствие износа автомобилей и оборудования. В целях повышения защищенности жителей региона от пожаров 30 декабря 2008 года Указом Губернатора Омской области № 133 на базе бывших ДПК, содержащихся за счет Глав поселений и областного бюджета в рамках проводимого эксперимента, создана противопожарная служба Омской области (в настоящее время состоящая из 67-ми подразделений численностью 383 чел.). Развитие данной службы согласно принятой Концепции, с учетом действовавших на тот период нормативов, должно было обеспечить 100-процентную защиту населения региона до 2014 года. -Однако, изменение законодательства в области пожарной безопасности внесло некоторые коррективы в работу ваших подразделений? -Действительно, 1 мая 2009 года вступивший в действие Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожранной безопасности», определил требования к дислокации пожарных подразделений, согласно которым время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут. В связи с чем, необходимо пересмотреть планы создания и развития, как областной противопожарной службы, так и ДПК на селе. В последние годы в городе Омске активно ведется проектирование и строительство зданий различного назначения, у существующих пожарных подразделений значительно ограничивается их возможность по качественному тушению пожаров и проведению спасательных работ, отсутствуют места для размещения спец.техники. С этой целью, для защиты новых микрорайонов, расширения и укрепления существующей материально-технической базы гарнизона, выделены земельные участки под строительство пожарных частей: по ул. Завертяева, Конева, Старозагородная Роща и Рокоссовского. Однако, уже третий год никак не может начаться их строительство. Согласно критериям нового техрегламента процент прикрытия населения Омской области противопожарными формированиями всех видов составляет 95,8%. Близки к требуемому уровню прикрытия: Шербакульский, Знаменский, Азовский и Нововаршавский районы. Но качество этого прикрытия разное, что уже в большей степени зависит от работы, проводимой главами органов местного самоуправления. А Главами поселений не принимаются своевременные и полные меры по реализации первичных мер пожарной безопасности, принимаемые постановления носят формальный характер, что приводит к увеличению числа пожаров и ухудшению последствий от них. Наихудшее положение дел в этом отношении складывается в Тарском районе, где не прикрытыми остаются 42 из 74-х населенных пунктов, прикрытие составляет 43%. В 1999 году в районе существовало 24 подразделения пожарной охраны, прикрытие составляло 87,8%. К 2009 году по причине банкротства сельхозорганизаций и распада леспромхозов были ликвидированы 19 подразделений (13 ДПК, 2 о/п ГПС и 4 ДПК в рамках эксперимента). Таким образом, численность подразделений сократилась до 5 и прикрытие соответственно до 36,5%. В настоящее время силами областного бюджетного учреждения восстановлено прикрытие 10 населенных пунктов. Подобная ситуация складывается и в других районах области. В Оконешниковском районе из 32 населенных пунктов не прикрыто 16 (50 %), в Тевризском 18 из 36 (50 %) и в Саргатском 21 из 42 (47,6 %). В Усть-Ишимском районе с 1 по 8 февраля 2010 года в связи с отсутствием денежных средств на материальное стимулирование граждан прекращена деятельность 4-х добровольных пожарных команд. -Ещё раз хотелось бы вернуться к проблеме защищённости сельских районов области. Каково положение дел с добровольными пожарными командами? -Одним из показателей надежности «прикрытия» является боеготовность ДПК, которую в настоящее время на селе обеспечивают главы поселений совместно с руководителями сельхозпредприятий и организаций. Однако парк автомобилей не менялся 20-30 лет и их ресурс выработан на 100%, в некоторых случаях техника и вовсе брошена на улице. В 95-ти запас бензина в среднем по 17 литров на машину, что фактически не позволяет им выезжать за пределы населенного пункта. На протяжении ряда лет наихудшее состояние с боеготовностью ДПК остается в Большереченском, Кормиловском, Колосовском, Марьяновском, Любинском, Полтавском и Называевском районах. Серьезную озабоченность вызывает продолжающийся процесс сокращения численности ДПК. Только в 2009 году в 16 районах ликвидированы 30 ДПК. Наибольшее количество в Омском районе – 5 ДПК, в Тарском 4 и по 3 в Муромцевском и Нижнеомском районах. Как результат – потеря времени реагирования на пожары. Более того проведенный Главным управлением анализ динамики оперативной обстановки с пожарами и гибелью людей за последние 10 лет показывает поселения, в которых происходит наибольшее количество пожаров и соответственно наиболее остро стоит вопрос по их защите. Это населенные пункты Омского, Саргатского, Таврического, Горьковского, Любинского и Марьяновского районов. При этом, находясь примерно в равных, в том числе экономических условиях, в ряде сельских поселений Главам удалось не только сохранить подразделения ДПК, но и создать новые. В 2009 году органами местного самоуправления Омской области было создано 7 ДПК, 5 из которых – с выездной техникой. Исходя из всего сказанного, необходимо сегодня, срочно принять решение по сохранению и выравниванию положения по этому вопросу.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3812) 44-92-08
приёмная
8 (3812) 94-83-33
Единый «телефон доверия»
info@55.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)