9 октября 2024, 12:48
89
39 минут

Долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций на территории Омской области на осенне-зимний период 2024-2025 гг.

Долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций на территории Омской области на осенне-зимний период 2024-2025 гг.

Долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций

на территории Омской области на осенне-зимний период

2024-2025 гг.

(при составлении прогноза использована информация ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС»,

Управления ЕДДС Администрации г. Омска, Министерства энергетики и ЖКХ Омской области,

Управления Роспотребнадзора по Омской области, Главного управления ветеринарии Омской области)


1. Основные природные источники ЧС в прогнозируемый период

Климатический режим на территории области определяется совокупностью всех природных факторов, носящих исторически длительный характер

и проявляющихся в конкретных условиях даже самого малого промежутка времени.

Систематические наблюдения за погодой Омские метеорологи ведут с 1891г. За это время выявилось, что климат типично континентальный и определяется географическим положением территории, характером подстилающей поверхности, атмосферной циркуляцией, поступающей солнечной радиацией.

В пределы территории области легко вторгаются как арктические холодные воздушные массы, так и теплые из степей и пустынь Казахстана и Средней Азии. Все это приводит к неустойчивости погодных условий.

Кроме того, на формирование погоды влияют особенности циркуляционных процессов над территорией Омского Прииртышья.

Континентальность климата в области проявляется заметнее, чем на тех же широтах Европейской России, усиливаясь в направлении с севера на юг. Это связано с более высоким уровнем температурного фона и сухости воздуха в южных районах летом при малоотличающихся условиях зимнего периода.

Летом в Омской области преобладают ветры северо-западного направления, в остальные сезоны – юго-западные. Максимальная скорость его во все месяцы может превышать 20 м/с, в отдельных случаях при порывах – достигать 40 м/с и более. Ветры разрушительной силы могут наблюдаться как на ограниченной, так и на обширной территории. В течение года, в среднем бывает от 3 до 40 дней с сильным ветром (15 м/с и более), в отдельные годы число таких дней может быть в 2-3 раза больше.

Средние температуры за месяц очень изменчивы по годам. В январе, например, в Омске они колеблются от -30 до -8°С, в июле – от +14 до +23 °С. Суточные колебания температуры весьма резко выражены в теплый период и особенно в ясную погоду, составляя в среднем 12-15°С. Зимой эти значения уменьшаются до 7-9°С. Средняя температура января -18°С, июля +19°С с отклонениями до -30…-31°С и +22…+24°С, соответственно. Абсолютный минимум температуры воздуха -52°С, абсолютный максимум +41°С. Количество осадков составляет 340-490 мм в год.

ОСЕНЬ – сентябрь и октябрь – в Омской области ранняя, пасмурная, обычно холоднее и продолжительнее весны. Средняя дата первых заморозков – 13-17 сентября в северной части области, 17-23 сентября – на юге. В годы с поздней теплой осенью первые заморозки могут наступить лишь в октябре.

В начале октября температура устойчиво опускается ниже +5°С, к концу месяца – ниже 0°С. Приход солнечной радиации в сравнении с июнем уменьшается в 4 раза. В отдельные годы возможна дневная температура до 20-25°С, но бывают и настоящие зимние морозы до -26…-28°С.

Количество осадков в осенние месяцы меньше, чем в летние. Всего за сентябрь и октябрь выпадает на севере области 80-90 мм, в южной половине – 55-60 мм. По характеру преобладают обложные осадки, в октябре – в виде дождя и снега с дождем, продолжительные и малоинтенсивные. Повышается влажность воздуха, усиливается ветер, увеличиваются повторяемость и продолжительность туманов.

ЗИМА продолжается в среднем с ноября по март. В ноябре температура устойчиво переходит через -5°С в сторону понижения, в первой декаде отмечается ледостав на Иртыше (по многолетним характеристикам самая ранняя дата – 20 октября), при затяжной осени – лишь с конца ноября и даже с декабря.

Сильные морозы, до -30…-35°С, иногда до -40°С, случаются в январе, феврале. Наиболее суровыми являются центральные зимние месяцы – декабрь, январь, февраль, когда преобладает антициклональный тип погоды. Средние температуры этих месяцев составляют -16…-20°С, а минимальные могут достигать -45…-50°С. Особенно низкие температуры (до -52…-54°С) отмечались в северо-восточных районах области. Наиболее холодной была зима 1968-1969 гг., когда морозы доходили до -52°С. Оттепели зимой – явление редкое и кратковременное, повышение температуры до положительных значений случается один раз в 2-3 года.

В марте происходит ослабление морозов, средняя за месяц температура повышается до -10…-11°С, но возможны и морозы до -38…-44°С. Осадки зимой выпадают в основном в виде снега. И хотя в ноябре – декабре каждый второй, а в январе – марте каждый третий день бывает с осадками, общая сумма их за пять зимних месяцев невелика: 90-100 мм на севере области (в отдельных местах – до 120 мм) и 60-80 мм – на остальной территории.

В среднем на севере области отмечается 170-180 дней со снегом, на юге – 155-160. Продолжительность устойчивого залегания снежного покрова – 160-165 дней на севере и 150-155 дней на юге. Почва промерзает глубоко – 90-110 см. на севере и 200-250 см на юге, в отдельные годы – до 3 м и более. В течение зимы наблюдается 4-5 дней с гололедом, 10-15 – с туманом, 30-40 – с изморозью,

40-50 – с метелями и поземками. Причем на юге области все эти явления отмечаются чаще и продолжительность их больше.

Из источников ЧС природного характера на территории Омской области в осенне-зимний период наиболее вероятны опасные гидрометеорологические явления (сильный ветер, метели, сильный снегопад, сильные морозы, гололедно-изморозевые явления) и гидрологические явления (зажоры, наледи).


1.1 Сильный ветер

На территории Омской области за период 2013-2023 годов был отмечен 21 случай усиления ветра скоростью  25 м/с (в порывах) с наибольшей повторяемостью в марте - 3, апреле - 3, мае - 8. Сильный ветер наблюдался во всех районах области, однако на севере и юге отмечалась его наибольшая повторяемость.

При ветрах больших скоростей создаются предельные нагрузки на поверхности сооружений (высотные объекты, здания, трубы, теле- и радиомачты, башенные краны), происходит обрыв проводов ЛЭП, массовый повал деревьев. Вероятный ущерб от очень сильного ветра может быть значительным, что приводит к нарушению жизнедеятельности населения на больших территориях.


1.2 Метели

Сильные метели являются особо опасными атмосферными явлениями, так как затрудняют все работы на открытом воздухе, препятствуют движению транспорта, пешеходов, доставке грузов, вызывая снежные заносы и снижение видимости, повышают износ механизмов.

На территории области в период с 2013-2023 гг. сильных метелей со средней скоростью ветра  15 м/с с ухудшением видимости до 500 и менее метров продолжительностью 12 ч и более не наблюдалось.


1.3 Сильный снег

Очень сильный снег, при котором за 12 часов и менее выпадает количество осадков 20 мм и более, крайне редок. В Омской области за период 2013-2023 гг. был отмечен 1 случай (2015 г).


1.4 Сильные морозы

Сильный мороз с минимальной температурой воздуха ниже -400С в течение 3 дней и более за период 2013-2023 годов отмечался на территории области 2 раза (декабрь 2016 г., январь 2021 г.)

Исходя из цикличности источников ЧС – длительных периодов низких температур и климатических особенностей в осенне-зимний период на территории области возможность ЧС, вызванных длительными периодами низких температур воздуха маловероятна.


Опасные гидрологические явления

1.5 Зажорные явления

Образованию зажоров способствуют отмели, валуны, крутые повороты, острова, сужение русла, что приводит к уменьшению пропускной способности русла, повышению уровня воды выше зажора. Непосредственная опасность заключается в резком подъеме воды, затоплению прилегающей местности в значительных пределах. Зажорные явления происходят в начале, а иногда и в середине зимы и могут длиться до 1,5 месяцев. Разлившаяся вода замерзает на полях и в других местах, создавая сложные условия для ликвидации последствий такого стихийного бедствия.

За период 2013-2023 годов на территории Омской области в пунктах гидрологических наблюдений случаев экстремальных уровней зажорного происхождения не отмечалось. Как правило, на реках кратковременный подъем или спад уровня воды вызван подпором от установленного ледостава, а не скоплением шуги и мелкобитого льда в русле реки, которое приводит к образованию зажора.

Прогноз по метеорологической обстановке на осенне-зимний период:

- сильный снегопад (ноябрь – март);

- сильный мороз (декабрь-январь);

- сильная метель (декабрь – февраль);

- гололед (ноябрь – март).


2. Основные техногенные источники ЧС в прогнозируемый период

На территории области сохраняется высокий уровень чрезвычайных ситуаций техногенного характера, наблюдается тенденция роста прямых и косвенных экономических и социальных потерь. Обусловлено это тем, что область представляет собой многоотраслевой индустриально-аграрный регион со значительной ориентацией на нефтепереработку, химическую и нефтехимическую промышленность, большой концентрацией предприятий ВПК и электроэнергетики.

Объекты, сооружения и технологические процессы на многих предприятиях г. Омска и области являются потенциальными источниками чрезвычайных ситуаций. На территории Омской области взято на учет 142 (внесено в федеральный реестр 133) потенциально опасных объекта, из них: радиационноопасных - 7; химически опасных — 25; пожаровзрывоопасных — 89; пожароопасных - 10; другие - 11.

Из источников ЧС техногенного характера на территории Омской области в осенне-зимний период наиболее вероятны пожары в жилой застройке и на промышленных объектах, аварии на магистральных трубопроводах и коммунально-энергетических сетях, транспортные аварии.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения возможны в следствие:

- износа основного и вспомогательного оборудования теплоисточников;

- ветхости тепловых и водопроводных сетей;

- халатности персонала, обслуживающего теплоисточники и теплоносители.

Последствия выхода из строя коммунальных систем:

- выход из строя основного оборудования теплоисточников;

- отключение от тепло- и водоснабжения жилых домов;

- кратковременное прекращение подачи газа в жилые дома.

Объекты, на которых возможно возникновение аварий и ЧС:

- ТЭЦ;

- котельные;

- тепловые сети;

- водопроводные сети;

- жилые дома;

- газгольдеры, подающие газ в жилые дома;

- канализационные сети.

Прогнозируемые сроки возможных ЧС техногенного характера:

- аварии на электроэнергетических системах (ноябрь – февраль);

- пожары, взрывы в жилых домах (сентябрь – март);

- пожары, взрывы на объектах экономики (сентябрь– март).


2.1 Аварийность на системах электроэнергетики и объектах жилищно-коммунального хозяйства

Анализ прохождения отопительных сезонов с 2014 по 2024 гг. показал, что нарушение тепло и энергоснабжения в Омской области связано в основном с изношенностью основных фондов, с нарушением техники безопасности и правил эксплуатации оборудования. При этом основным фактором, ведущим к возникновению аварий и ЧС чаще всего является метеорологическая обстановка (установление длительного периода низких температур). Чаще всего аварии происходят в крупных населенных пунктах, где сосредоточена основная масса промышленных предприятий и населения. 

На контроле Главного управления находится 5 муниципальных районов области.

В режиме «Чрезвычайная ситуация» функционирует Муромцевский МР (Постановление Администрации Муромцевского МР от 01.07.2024 г. № 212-п) в связи с нарушением водоснабжения на территории Муромцевского МР.

В режиме «Чрезвычайная ситуация» функционирует Нововаршавский муниципальный район (Постановление Администрации Нововаршавского МР от 19.07.2024 г. № 461-п) в связи с выходом из строя водозаборной скважины в

д. Молодежное.

В режиме «Повышенная готовность» функционирует Знаменский МР (Распоряжение Главы Знаменского МР от 16.08.2024 № 202-р) в связи с образовавшейся задолженностью у МУП «Знаменского ЖКХ» и отсутствия в бюджете Знаменского МР Омской области денежных средств, необходимых для приобретения твердого топлива.

В режиме «Повышенная готовность» функционирует Русско-Полянский муниципальный район (Распоряжение Администрации Русско-Полянского МР от 16.09.2024 г. № 221-р) в связи с недостаточностью финансовых средств у МУП «Тепловик» для приобретения топлива на котельные.

В режиме «Повышенная готовность» функционирует Омский МР (Распоряжение Администрации Омского МР от 06.06.2024 г. № п-24/омс-153) в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной аварией на канализационных сетях. 

Обстановка находится на контроле Правительства Омской области и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Омской области.

Наиболее крупные объекты ТЭК, ЖКХ и основное количество многоэтажных домов сосредоточено в промышленных центрах и густонаселенных районах области. 

Чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на объектах ЖКХ (тепло-, водоснабжение), на электроэнергетических системах на территории Омской области в период 2014/2024 гг. не было допущено, вместе с тем, наибольший риск возникновения крупных аварий и ЧС техногенного характера в осенне-зимний период прогнозируется в г. Омске, Омском, Муромцевском, Нововаршавском, Знаменском и Русско-Полянском муниципальных районах Омской области.


Анализ подготовки к отопительному сезону 2024-2025 гг.

Подготовка к отопительному периоду 2024/25 на территории региона регламентирована распоряжением Правительства Омской области от 17.05.2024

№ 66-рп «Об итогах прохождения отопительного периода 2023/24 и задачах по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы к отопительному периоду 2024/25». Данным распоряжением утвержден План мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы к отопительному периоду 2024/25 года.

Готовность объектов ЖКХ и ТЭК к отопительному периоду составляет 100%. Запас топлива (муниципальных районов) составляет: уголь – 75 200 тонн (117% от планируемого запаса — 64 500 тонн), мазут – 2 900 тонн (80 % от планируемого запаса — 3 615 тонн).

Органами местного самоуправления, предприятиями ЖКХ и энергетики во взаимодействии с органами исполнительной власти Омской области выполнен комплекс организационных, финансовых и технических мероприятий.

Контроль за выполнением мероприятий проводится на областных селекторных совещаниях и штабах по подготовке и прохождению отопительного периода с участием представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Работы ведутся в соответствии с утвержденными графиками и планами.

К эксплуатации в осенне-зимний период 2024/25 г. подготовлено:

- жилых домов — 306 600 ед. (51 010 тыс. м2) – 100%;

- 4 ТЭЦ – 100%;

- 1 349 ед. котельных– 100%;

- 2 452,82 км тепловых сетей – 100%;

- 10 420,03 км водопроводных сетей – 100%.

Обстановка находится на контроле Губернатора Омской области и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Омской области. 

Для повышения уровня защищенности объектов жизнеобеспечения, а также социально – значимых объектов и жилых зданий в осенне – зимний период сотрудниками управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления проводятся профилактические и предупредительные мероприятия:

- профилактические обследования котельных и иных теплогенерирующих установок, мест хранения топлива, а также обобщение полученной информации для актуализации имеющихся информационно-справочных баз;

- адресная работа с гражданами по соблюдению ими мер безопасности на производстве и в быту, а также противопожарные инструктажи с руководством и персоналом объектов тепло-энергетики;

- информирование населения в средствах массовой информации о правилах эксплуатации печей и других отопительных приборов и мерах пожарной безопасности в рамках профилактической операция «Отопительный сезон».

Во всех муниципальных образованиях Омской области разработаны и утверждены мероприятия по безаварийному прохождению отопительного сезона 2024-2025 годов.

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Омской области ведется постоянный контроль за созданием муниципальными районами нормативного запаса топлива.

В каждом районе создан необходимый резерв ГСМ, технического оборудования, материалов, резервных источников питания, определены места хранения.

В целом по области нормативный запас угля для предприятий ЖКХ и объектов социальной сферы создан.


2.2 Изношенность инфраструктуры

В осенне-зимний период 2024/25 годов прогнозируется возникновение аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства не выше муниципального уровня, обусловленных неблагоприятными и опасными метеорологическими явлениями, комплексом неблагоприятных метеорологических явлений (сильный мороз, аномально холодная погода, порывы ветра, гололедно-изморозевые отложения и др.), а также изношенностью основных фондов и оборудования коммунально-энергетических сетей:

среднее значение износа по электроэнергетическим системам – 7%;

среднее значение по износам систем теплоснабжения – 19%;

среднее значение по износам тепловых сетей – 19%;

среднее значение по износам систем водоснабжения – 36%.

Наибольшей степени износа коммунальных водопроводных, канализационных, тепловых, электрических сетей и трансформаторных подстанций (более 80%) на территории Омской области не выявлено.

В период с 2014 по 2024 гг. на территории города Омска возникло 2 случая чрезвычайных ситуаций, связанных с обрушениями зданий и сооружений (2015 год, 2022 год).


2.3 Пожары в жилом секторе и на объектах экономики

Ежегодно с наступлением осенне-зимнего пожароопасного периода наблюдается увеличение количества техногенных пожаров (в ноябре и декабре). Так за 2023 год и истекший период 2024 года зарегистрировано более 9 тыс. (9536) пожаров, из них в осенне-зимний период около 2 тыс. (1787), что составляет 19% от всех пожаров. 

Основными причинами возникновения пожаров в осенне — зимний период является нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования (423 случая в 2023 – 2024 годах (24%), нарушение правил устройства и эксплуатации печного отопления (366 случаев в 2023 – 2024 годах (21%) и неосторожное обращение с огнем (783 случая в 2023 — 2024 года (44%). 

В среднем в осенне-зимний период на территории Омской области происходит 1209 пожаров в жилом секторе и на объектах экономики. Прогнозируется возникновение до 250-400 пожаров в месяц, в которых могут погибнуть до 10-15 человек, пострадать до 12-17 человек.

Количество социально-значимых объектов с круглосуточным пребыванием людей расположенных на территории Омской области (в т.ч. дома престарелых, интернаты, больницы) - 246 (из них: учреждений органов социальной защиты населения — 73; учреждений органов здравоохранения — 146; учреждений органов образования - 27).

В осенне-зимний период 2014/23 гг. возникло 3 случая чрезвычайных ситуаций, связанных с взрывом бытового газа в жилом секторе на территории

г. Омска и Марьяновского района Омской области, а также 1 случай в результате взрыва газового баллона в г. Омске.

Наибольшее количество техногенных пожаров прогнозируется в Центральном, Кировском, Ленинском административных округах г. Омска, Омском, Любинском, Седельниковском, Усть-Ишимском, Тарском, Тюкалинском, Калачинском, Называевском районах.


2.4 Аварийность на транспорте

Основной причиной возникновения ДТП является человеческий фактор. Также к неблагоприятным факторам относятся: неудовлетворительное состояние дорожного полотна, наличие сложных участков, низкая пропускная способность автодорог, вследствие прохождения комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений, повышенной загруженностью автодорог в часы пик.

В осенне-зимний период 2014/24 гг. возникали чрезвычайные ситуации, связанные с дорожно-транспортными происшествиями: в результате столкновений пассажирского микроавтобуса и грузового автомобиля (г. Омск), столкновения легковых автомобилей (г. Омск, Любинский, Крутинский, Омский МР), столкновения пассажирского автобуса ПАЗ и инкассаторского автомобиля «Газель» (Нижнеомский МР), на нерегулируемом железнодорожном переезде с участием школьного микроавтобуса «Газель» и грузового поезда (Нововаршавский МР), в результате схода с путей вагонов (Омск-Называевск), схода колесных пар электровоза и вагонов грузового поезда (ст. Любинская).

Анализ статистических данных показывает, что в зимние месяцы на территории Омской области происходит уменьшение количества ДТП по сравнению с летними (на 30 %). Наибольшее их количество прогнозируется в январе (до 130-150 случаев), количество пострадавших до 110-120 человек, погибших – до 15-20 человек. В феврале, марте прогнозируется уменьшение случаев ДТП до 90-100 случаев, уменьшение количества пострадавших до 90-100 человек и погибших до 8-12 человек.

Наибольшая вероятность возникновения ЧС, связанных с крупными ДТП возможна на следующих участках автодорог: 

На 4 участках дорог федерального значения: на 1-м участке ФАД Р-402 «Тюмень-Омск», на 1-м участке ФАД А-320 «Омск-Черлак», на 2-х участках ФАД Р-254 «Южный обход г. Омска»; и на 2 участках дорог регионального значения: «Омск – Русская Поляна» и «Сыропятское – Калачинск»:

- Любинский район: 1 сложный участок дороги Р-402 (578+900 – 579+700 км, протяженностью 800 м, преобладающая ширина проезжей части 9 м, материал покрытия – асфальт/бетон, прямая в плане, горизонтальный профиль);

- Омский район: 1 сложный участок дороги А-320 (25+000 – 25+980 км, протяженностью 980 м, преобладающая ширина проезжей части 9 м, материал покрытия – асфальт/бетон, прямая в плане, горизонтальный профиль);

- Омский район: 2 сложных участка дороги Р-254 (818+000 – 818+200, 822+000 – 822+200 км, протяженностью 400 м, преобладающая ширина проезжей части 12 и 9 м соответственно, материал покрытия – асфальт/бетон, прямые в плане, горизонтальный профиль);

- Омский район: 1 сложный участок дороги регионального значения «Омск-Русская Поляна» (25+000 – 26+000 км трассы, протяженностью 1000 м, прямой участок, вогнутая кривая в продольном профиле);

- Кормиловский район: 1 сложный участок дороги регионального значения «Сыропятское – Калачинск» (58+000 – 59+000 км трассы, протяженностью 1000 м, кривая в плане).


2.5 Функционирование ледовых переправ

На территории Омской области в зимний период 2024-2025 гг. к открытию планируется 9 ледовых переправ (в Усть-Ишимском (2), Тевризском (3), Знаменском (2), Большереченском (1) и Черлакском (1) муниципальных районах Омской области.


2.6 Провалы людей и техники под лед водоемов

В зимний период 2023-2024 гг. на территории Омской области были зарегистрированы случаи провалов людей и техники под лед водоемов -

7 происшествий (2 случая - техника, 5 случаев - люди).

В период 2013-2023 гг. в городе Омске и в муниципальных районах области зарегистрирован 51 случай провалов людей под лед: г. Омск - 16, Крутинский район - 6, Омский, Тарский, Тевризский - по 4 случая, Усть-Ишимский, Черлакский районы - по 3 случая, Большереченский, Любинский, Муромцевский, Тюкалинский районы - по 2 случая, Знаменский, Калачинский, Кормиловский районы - по 1 случаю. 

 В зимний период 2013-2023 гг. было зарегистрировано 16 случаев провалов техники под лед водемов на территории г. Омска и Тарского муниципального района - по 3 случая; Крутинского, Муромцевского, Омского муниципальных районов - по 2 случая; на территории Знаменского, Тевризского и Тюкалинского муниципального районов — по 1 случаю.

Возникновение случаев с провалом людей и техники под лед водоемов прогнозируется на акватории реки Иртыш, реки Омь, озера Салтаим, озера Ик (Крутинский район).


3. Источники ЧС биолого-социального характера

3.1 Санитарно-эпидемиологическая обстановка

Санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории Омской области в 2024-2025 гг. прогнозируется как неустойчивая, будут регистрироваться инфекционные заболевания (COVID-19, грипп, ОРВИ), кишечные инфекции и природно-очаговые заболевания.

В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:

- водный и пищевой (при дизентерии и брюшном тифе);

- воздушно-капельный (при гриппе и COVID-19);

- трансмиссивный (при малярии и сыпном тифе).

Зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Массовых инфекционных, паразитарных заболеваний и отравлений людей на территории Омской области в 2023- 2024 году зарегистрировано не было.

Наиболее высокие показатели заболеваемости прогнозируются в г. Омск и Омском муниципальном районе.


3.2 Эпизоотическая обстановка

Возникновение эпизоотии возможно лишь при наличии комплекса взаимосвязанных элементов, представляющих собой так называемую эпизоотическую цепь: источник возбудителя инфекции (больное животное или животное-микробоноситель), факторы передачи возбудителя инфекции (объекты неживой природы) или живые переносчики (восприимчивые к болезни животные). Характер эпизоотии, длительность ее течения зависят от механизма передачи возбудителя инфекции, сроков инкубационного периода, соотношения больных и восприимчивых животных, условий содержания животных и эффективности противоэпизоотических мероприятий. Проведение последних, направленное на защиту сельскохозяйственных животных, в значительной мере предотвращает развитие эпизоотии.

В 2024 году на территории Омской области зарегистрированы следующие инфекционные заболевания животных:

Бешенство животных — зарегистрировано 17 очагов на территории Омского, Колосовского, Седельниковского, Тарского, Тевризского, Азовского, Большереченского, Знаменского, Любинского, Нововаршавского и Таврического муниципальных районах Омской области.

Инфекционная анемия (ИНАН) лошадей - зарегистрировано 3 неблагополучных пункта в двух муниципальных районах Омской области (Муромцевский - 2, Кормиловский — 1).

Пастереллез свиней зарегистрирован 1 неблагополучный пункт в Большереченском муниципальном районе Омской области.

Лейкоз крупного рогатого скота - 45 очагов в 6 муниципальных районах Омской области - Горьковский, Исилькульский, Любинский, Кормиловский, Павлоградский и Шербакульский.

Во всех выявленных случаях проведен комплекс организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий, направленных на недопущение распространения и ликвидацию очагов инфекционного заболевания.

В зимний период 2024-2025 годов вспышек особо опасных инфекций среди сельскохозяйственных животных не прогнозируются.


4. Прогноз основных угроз чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период 2024-2025 гг.

На основании многолетних наблюдений, анализа чрезвычайных ситуаций и состояния окружающей природной среды источниками возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий в осенне-зимний период 2024/25 гг. могут стать риски следующего характера:

Метеорологическая обстановка: неустойчивость погоды в начале зимы (ноябрь-декабрь). При прохождении циклонов будут наблюдаться неблагоприятные погодные условия: осадки, сильные порывистые ветры, сильный снегопад, сильные морозы, гололедно-изморозевые явления, метели, образование наледей, вызывающие заносы на автомобильных и железных дорогах.

Техногенная обстановка: в связи с ростом объемов промышленного производства возможно увеличение чрезвычайных ситуаций техногенного характера (пожары в жилой застройке и на промышленных объектах, взрывы бытового газа, обрушения конструкций зданий и сооружений, аварии на объектах энергетики и ЖКХ, аварии на магистральных трубопроводах и коммунально-энергетических сетях, транспортные аварии). 

Аварийность на транспорте: возникновение ДТП, возможны случаи провалов техники под лед водоемов.

Экологическая обстановка: экологическая обстановка незначительно ухудшится, вследствие роста промышленного производства.

Эпидемическая обстановка: ожидаются вспышки гриппа ОРЗ и ОРВИ, а также рост количества людей, заболевших коронавирусной инфекцией.

Эпизоотическая обстановка: в осенне-зимне-весенний период 2024-2025 гг. в период миграции диких плотоядных животных прогнозируется заболеваемость животных бешенством, лейкозом КРС, инфекционной анемией, гриппом птиц. 


5. Рекомендации по проведению комплекса мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения аварий и ЧС, смягчения их последствий:

По обстановке на объектах ТЭК и ЖКХ:

- провести проверку сил и средств по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, в дальнейшем поддерживать их в готовности к действиям по предназначению;

- подготовить к обеспечению устойчивого снабжения объектов экономики электроэнергией, топливом, водой от автономных источников энерго- и водоснабжения;

- определить наличие ресурсов жизнеобеспечения на базах и складах и подготовить маршруты их доставки в зоны возможных бедствий и в районы возможной эвакуации;

- подготавливать органы управления, силы и средства жизнеобеспечения к действиям в условиях ЧС:

- создать комиссии, обучать персонал, планировать и согласовывать схемы, варианты взаимодействия;

- обеспечивать нормативно-методической документацией, средствами обработки информации, отрабатывать порядок принятия и реализации решений на ликвидацию ЧС;

- развивать системы связи и оповещения в зонах возможных ЧС.


По техногенным пожарам:

- регулярно проводить проверки противопожарного состояния жилого сектора (особенно частного);

- обеспечить контроль пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей;

- через средства СМИ и поквартирного обхода регулярно проводить разъяснительную работу среди населения и социально незащищенных семей по соблюдению мер пожарной безопасности в жилых домах, привлекать к работе старост населенных пунктов;

- совместно с Главами сельских администраций, участковыми уполномоченными, организовать проведение профилактических мероприятий по стабилизации обстановки с пожарами и гибелью людей на пожарах.


По санитарно-эпидемиологической обстановке в целом (в период обострения обстановки по вирусным инфекциям):

- одеваться тепло, по погоде, не переохлаждаться, но в то же время применять процедуры закаливания, укрепляя иммунитет организма;

- соблюдать санитарно-гигиенические требования – проветривание помещения, влажная уборка;

- при появлении первых симптомов заболевания, таких, как жар, кашель и затруднённое дыхание, оставайтесь дома, откажитесь от посещения работы, массовых мероприятий и встреч с друзьями.

- старайтесь избегать тесного контакта с больными людьми.

- постарайтесь ограничить посещения мест массового пребывания людей, где риск заразиться респираторными инфекциями увеличивается.

- если ваш ребенок заболел коронавирусной инфекцией, сообщите об этом в детское учреждение. Поговорите с учителями о заданиях, которые он может выполнять дома, чтобы не отставать от школьной программы.

- продолжайте ежедневно соблюдать меры профилактики: используйте платок при кашле и чихании, часто мойте руки с мылом и водой не менее 20 секунд, если нет возможности помыть руки, используйте дезинфицирующее средство для рук, содержащее 60% спирта.

- в случае заболевания члена семьи, изолируйте его в отдельную комнату. Проводите там регулярное проветривание и влажную уборку с антисептиком.

- обеспечьте заболевшего чистыми одноразовыми масками для лица, чтобы предотвратить распространение заболевания среди других членов семьи.

- общайтесь с родственниками и друзьями по телефону или электронной почте.

- если вы живете один и заболели во время вспышки коронавируса, вам может понадобиться помощь. Предупредите родственников или друзей, чтобы они связывались с вами дистанционно и в случае экстренной ситуации могли вызвать врача.


По эпизоотической обстановке:

- обеспечение режима биологической защиты на промышленных животноводческих фермах;

- обеспечение безвыгульного содержания животных в личных подсобных хозяйствах и на мелкотоварных фермах;

- обеспечение своевременного выявления фактов заболевания и падежа скота в хозяйствах в соответствии с данными книг похозяйственного учета, в организациях, находящихся в ведении соответствующих ФОИВ, на основе сведений форм федерального статистического наблюдения, предоставление официальной статистической информации о поголовье свиней в хозяйствах всех категорий (включая субъекты малого предпринимательства);

- недопущение использования в корм свиньям пищевых отходов, образующихся в организациях всех форм собственности муниципальных городов и районов области, в том числе из столовых, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Омской области, Министерства образования Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области, Министерства обороны России, внутренних войск Министерства внутренних дел России, Федеральной службы исполнения наказаний России, дислоцированных на территории Омской области;

- обеспечить круглосуточное уточнение информации;

- организовать охранно-карантинные полицейские и военизированные посты на всех дорогах, ведущих из неблагополучных пунктов и эпизоотических очагов. Посты оборудовать шлагбаумами, дезбарьерами и будками для дежурных;

- провести подворовые обходы с целью уточнения обстановки и информирования населения о сложившейся обстановке, учета домашних птиц;

- принять меры по недопущению бесконтрольного убоя, продажи, перемещения домашних птиц;

- обеспечить контроль над проведением отчуждения и убой домашней птицы в угрожаемой зоне;

- содержать домашних птиц в закрытых помещениях или надежно огороженных, изолированных местах, не допускать свободного выгула домашней птицы, контакта их с другими птицами, в первую очередь с дикими птицами;

- регулярно проводить очистку и дезинфекцию помещений, где содержатся птицы;

- постоянно использовать сменную одежду, обувь, отдельный инвентарь для ухода за домашней птицей;

- не допускать посещений хозяйств и подворий посторонними лицами;

- не покупать живых домашних птиц без ветеринарных сопроводительных документов, не завозить/вывозить домашнюю птицу и продукцию птицеводства без разрешения государственной ветеринарной службы, регистрировать поголовье птиц в местных администрациях округов и поселений;

- не покупать мясопродукты в местах торговли, не установленных для этих целей местной администрацией; в случае появления признаков заболевания домашней птицы или внезапной их гибели немедленно обратиться в государственную ветеринарную службу;

- обязательно предоставлять поголовье домашней птицы для ветеринарного осмотра, проведения вакцинаций и других обработок;

- не выбрасывать трупы птиц, отходы от их содержания и переработки на свалки, обочины дорог, проводить утилизацию биоотходов в местах, определенных администрацией сельского поселения;

- не перерабатывать мясо павших или вынужденно убитых домашних птиц - это запрещено и может привести к дальнейшему распространению болезни;

- не использовать для поения домашней птицы воду из ручьев и небольших рек со спокойным течением, протекающих через лесные массивы, в которых обитают дикие птицы.

- помещение, в котором заболели животные, очищают от навоза, остатков кормов, промывают и дезинфицируют (текущая дезинфекция). Для дезинфекции используют дезинфицирующие средства, губительно действующие на конкретного возбудителя болезни. Эти меры обеспечивают устранение механизмов передачи возбудителя от больных к здоровым животным;

- одновременно проводят работу, направленную на повышение неспецифической и специфической устойчивости животных к возбудителю. Против многих инфекционных болезней бактериальной и вирусной этиологии имеются специфические средства защиты – вакцины, гипериммунные сыворотки, иммуноглобулины, бактериофаги;

- в эпизоотическом очаге осуществлять отбор патологического материала, бескровное умерщвление животных, вывоз и сжигание трупов инфицированных объектов, дезинфекция помещений, территорий, мест уничтожения. Выставление контрольно-пропускные пунктов, оборудование шлагбаумом, дезбарьером, организация дезинфекции автотранспорта.


Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (3812) 44-92-08
приёмная
8 (3812) 94-83-33
Единый «телефон доверия»
info@55.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)