Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций
на территории Омской области на 18.06.2013 г.
(подготовлен на основании информации
Омского ГМЦ и ФГБУ «Обь-Иртышского УГМС»).
1. Исходная обстановка (оценка состояния явлений и параметров ЧС)
1.1. Оправданность прогноза
На прошедшие сутки, на территории Омской области прогнозировались риски возникновения ЧС не выше муниципального характера в части техногенных пожаров, лесных пожаров, происшествий на водных объектах, нарушений в работе автомобильного транспорта и нарушений электроснабжения. Риск возможных ЧС оправдался в части техногенных пожаров и возникновения ДТП.
1.2 Метеорологическая обстановка
Опасных и неблагоприятных метеорологических явлений не наблюдалось.
1.3 Обстановка с техногенными пожарами
На территории Омской области чрезвычайных ситуаций, возникших в результате техногенных пожаров, не зафиксировано.
За прошедшие сутки потушено 4 техногенных пожара, погибших и травмированных нет, спасено 9 человек.
Обстановка контролируется.
1.4 Гидрологическая обстановка
На территории Омской области опасных гидрологических явлений не зафиксировано.
Сбросы Шульбинской ГЭС составляют 994 м3/сек.
Обстановка контролируется.
1.5 Обстановка на водных объектах
Функционируют 11 паромных переправ в Большереченском (2), Знаменском (2), Тевризском (3), Усть-Ишимском (2), Черлакском (1) и Тарском (1) районах.
На акваториях Омской области функционирует 8 пляжей: Советский АО г. Омска (2), Кировский АО г. Омска (1), Центральный АО г. Омска (2), с. Красноярка Омский район (1), с. Богословка Омский район (1), г. Тюкалинск Тюкалинский район (1).
Выявлено 9 несанкционированных мест массового отдыха людей на акватории: Кировский АО г. Омска (6) и Центральный АО г. Омска (3).
В целях предотвращения гибели людей на водных объектах проведено 1 патрулирование акваторий в Тарском районе. Во время работы задействовано 11 человека и 5 ед. техники.
Обстановка контролируется.
1.6 Лесопожарная обстановка
За 17.06.2013 г. на территории Омской области лесных пожаров не зарегистрировано.
Действующих лесных пожаров нет.
По сравнению с прошлыми сутками, данные по количеству лесных пожаров, их площади, группировке сил и средств, привлекаемых для тушения лесных пожаров, не изменились.
По данным космического мониторинга 17.06.2013 г. на территории Омской области термических точек не зафиксировано. Приграничных и заграничных термических точек также не зафиксировано.
На 14.00 (мск) 17.06.2013 г. 4 класс пожарной опасности лесов установился в 1 районе: Саргатский; 3 класс пожарной опасности в 3 районах: Омский, Одесский и Павлоградский; 2 класс горимости лесов – в остальных районах области.
За прошедшие сутки контроль за лесопожарной обстановкой осуществляли 11 оперативных групп (26 человек, 11 ед. техники), от ГУ – 1 оперативная группа (4 человека, 1 ед. техники), от МГПО – 4 оперативные группы (8 человек, 4 ед. техники), ТП РСЧС – 6 оперативных групп (14 человек, 6 ед. техники), а также через региональную диспетчерскую службу по средствам видеонаблюдения с 18 смотровых вышек, расположенных на господствующих высотах в лесхозах области (с зоной покрытия одной видеокамеры 25 км): Омский район – 5, Марьяновский – 1, Большереченский – 1, Кормиловский – 1, Любинский – 2, Тюкалинский – 1, Саргатский – 2, Муромцевский район – 1, Калачинский – 2, Называевский – 1. Во время прохождения пожароопасного сезона ежедневно 19 рабочих групп (19 ед. техники, 57 человек) от лесничеств осуществляют наземное патрулирование лесов.
Дежурной сменой проверена работа 11 оперативных групп. Недостатков не выявлено.
В течение суток авиапатрулирование за лесопожарной обстановкой не проводилось.
Общая группировка сил и средств РСЧС для ликвидации последствий лесных пожаров и обеспечения пожарной безопасности на территории Омской области, согласно планов предупреждения и ликвидации возможных ЧС, составляет 7686 человек и 1444 единицы техники.
Для контроля за лесопожарной обстановкой на 18.06.2013 г. запланирована работа 12 оперативных групп (29 человек, 13 ед. техники), от ГУ – 1 оперативная группа (4 человека, 1 ед. техники), от МГПО – 4 оперативные группы (9 человек, 4 ед. техники), ТП РСЧС – 7 оперативных групп (16 человек, 8 ед. техники).
Обстановка контролируется.
1.7 Обстановка на объектах транспорта
На территории Омской области чрезвычайных ситуаций, возникших в результате дорожно-транспортных происшествий, аварий на железнодорожном и воздушном транспорте, не зафиксировано.
За прошедшие сутки в Омской области зарегистрировано 3 ДТП, погибших нет, травмировано 4 человека, спасено 4 человека.
Обстановка контролируется.
1.8 Обстановка на энергосистемах
По данным Управления ДДС Администрации г. Омска и ДДС Министерства строительства и ЖКК Омской области за прошедшие сутки отключений, приведших к длительному отключению потребителей не произошло.
Обстановка контролируется.
1.9 Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Количество пострадавших от укуса клеща по области составило 2010 человек, из них на долю детей пришлось 34,6 %. У городских жителей зарегистрировано 696 укусов.
В эндемичных по клещевому вирусному энцефалиту районах зарегистрировано – 768 укусов. Наибольшее количество укусов отмечено на территории Тюкалинского – 103, Тарского – 91, Большереченского – 79, Омского – 76, Муромцевского – 65, Саргатского – 57 и Горьковского – 33 районов.
Всего по области госпитализировано с подозрением на клещевой энцефалит 37 человек, из них 15 детей, с подозрением на иксодовый клещевой боррелиоз 10 человек, из них 4 ребенка.
Основным средством специфической профилактики клещевого вирусного энцефалита служит вакцинация. В 2013 году в Омской области привито против клещевого энцефалита 78351 человек.
Обстановка контролируется.
1.10 Эпизоотическая обстановка
В течение суток сообщений о возникновении массовых инфекционных заболеваний среди животных и птиц не поступало.
Эпизоотическая обстановка не представляет опасности для населения.
Обстановка контролируется.
1.11 Радиационная обстановка
За прошедшие сутки в зоне ответственности ОКСИОН (г. Омск) превышений уровня радиации и ПДК, контролируемых АХОВ не зарегистрировано.
Обстановка контролируется.
1.12 Геомагнитная обстановка
В течение суток наблюдались небольшие возмущения в магнитном поле Земли. Нарушения радиосвязи не наблюдались. Толщина озонового слоя Земли ниже нормы.
Обстановка контролируется.
2. Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций
2.1 Метеорологическая обстановка.
Опасных метеорологических явлений не ожидается.
2.2 Обстановка с техногенными пожарами
На территории Омской области возможно возникновение ЧС локального уровня в частном жилом секторе, связанных с нарушением правил пожарной безопасности, нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования, нарушением правил монтажа и эксплуатации электропроводки и неосторожным обращением с источниками огня, в том числе при курении.
техногенные пожары в частном жилом секторе, возможны на территории Омского, Любинского районов и в г. Омске:
- Омский район: с. Усть-Заостровка (722 дома, население 1938 человек);
- Любинский район: с. Алексеевка (334 дома, население 1521 человек);
- г. Омск: Центральный АО (площадь территории – 105,17 кв.км, численность населения – 271,4 тыс. человек).
2.3 Гидрологическая обстановка
На территории Омской области опасных гидрологических явлений не прогнозируется.
2.4 Обстановка на водных объектах
На территории Омской области существует вероятность возникновения ЧС локального уровня и происшествий на объектах водного транспорта.
на объектах водного транспорта возможны происшествия на паромных переправах на 3-х опасных участках в Омской области. Причина: столкновение с речными судами, нарушение эксплуатации переправ (превышение максимального веса), неисправное техническое состояние речного транспорта, падение пассажиров за борт:
- Тевризский район: паромная переправа «Кузнецовская» на р. Иртыш (протяженность – 215 м), паромная переправа «Изюкская» на р. Иртыш (протяженность – 215 м);
- Черлакский район: паромная переправа «Черлакская» на р. Иртыш (протяженность – 450 м.).
Основной причиной возникновения ЧС и несчастных случаев на водных объектах является несоблюдение населением общепринятых правил поведения на водных объектах, нахождение граждан в состоянии алкогольного опьянения и оставление детей вблизи водоемов без присмотра.
В связи с массовым отдыхом жителей на водоемах наиболее вероятно возникновение ЧС и происшествий в 2-х местах массового отдыха людей:
- несанкционированный пляж в затоне Куломзинской нефтебазы Кировского АО г. Омска;
- несанкционированный пляж в районе «Арены-Омск» Кировского АО г. Омска.
2.5 Лесопожарная обстановка
На территории области 4 класс пожарной опасности лесов сохранится в 1 районе: Саргатский; 3 класс пожарной опасности в 3 районах: Омский, Одесский и Павлоградский; 2 класс горимости лесов – в остальных районах области.
лесные пожары,связанные с нарушением правил пожарной безопасности и природными поджогами травы возможны на территории Саргатского района.
- Саргатский район: возможно до 1 очага пожара, площадью до 20 га. Наиболее вероятно возгорание в районе с. Баженово. Населенных пунктов, находящихся (прилегающих) в зоне возможных лесных пожаров нет.
2.6 Обстановка на объектах автомобильного транспорта.
Возможно увеличение количества ДТП и нарушения в работе автомобильного транспорта не выше муниципального характера на ФАД 1Р402 «Тюмень-Омск» на территории Тюкалинского, Любинского и Омского районов, на автомобильной дороге областного значения Омск-Тара на территории Саргатского, Большереченского и Тарского районов.
на автомобильных дорогах возможно возникновение ДТП среднего уровня и ограничение в движении автомобильного транспорта до 30-40 км/ч при средней скорости движения 80-90 км/ч на 3-х участках ФАД 1Р402 (Тюмень-Омск) и на 3-х участках областной трассы Омск-Тара. Причина: высокая интенсивность движения, нарушение ПДД водителями (в частности скоростного режима и выезд на встречную полосу движения):
- Тюкалинский район: 1 опасный участок дороги 1Р402 (522-531 км трассы, в 39 км от г. Тюкалинска);
- Любинский район: 1 опасный участок дороги 1Р402 (571-593 км трассы, в районе н.п. Красный Яр);
- Омский район: 1 опасный участок дороги 1Р402 (602-607 км трассы, в 4 км от г. Омска).
- Саргатский район: 1 опасный участок дороги (83-106 км трассы, в 7 км от н.п. Саргатское);
- Большереченский район: 1 опасный участок дороги (145-155 км трассы, в 5 км от н.п. Старокарасук);
- Тарский район: 1 опасный участок дороги (285-295 км трассы, в 5 км от н.п. Тара).
2.7 Обстановка на объектах энергетики.
На территории Омской области возможно возникновение ЧС локального характера, в виде нарушений в работе систем электроснабжения, обрывов линий электропередач и связи на территории Тарского района (причина: изношенность электросетей):
- Тарский район: с. Фрунзе (93 дома, 251 человек), с. Заливино (339 домов, 890 человек), с. Корнево (84 дома, 296 человек), с. Черняево (185 домов, 528 человек), д. Кольтюгино (125 домов, 417 человек).
2.8 Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Увеличения случаев заболевания острыми респираторно-вирусными инфекциями на территории Омской области не ожидается. Массовых инфекционных заболеваний ОРВИ и гриппом среди населения не прогнозируется.
Ожидается увеличение количества обращений населения в ЛПУ по поводу укусов клещей.
2.9 Эпизоотическая обстановка
Угрозы возникновения массовых инфекционных заболеваний среди животных и птиц не прогнозируется.
2.10 Радиационная обстановка
Радиационная обстановка ожидается стабильной, превышений уровня радиации не ожидается.
2.11 Геомагнитная обстановка
В течение суток ожидаются небольшие возмущения в магнитном поле Земли. Возможны нарушения радиосвязи. Толщина озонового слоя Земли в пределах нормы.
3. Рекомендованные превентивные мероприятия ОДС ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Омской области», ЕДДС районов и ТП РСЧС Омской области:
1. Выполнить комплекс предупредительных мероприятий в соответствии с территориальными «Планами предупреждения и ликвидации ЧС» и «Методических рекомендаций МЧС России по организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций», утвержденных Первым заместителем Министра МЧС России.
2. ЕДДС районов Омской области организовать доведение прогнозной информации до глав администраций муниципальных образований, в которых существует угроза возникновения ЧС.
3. ЕДДС районов, начальникам МГПО и территориальным отделам УНД, где прогнозируется риск возникновения ЧС и происшествий, связанных с техногенными пожарами, организовать работу совместно администрацией муниципальных образований, по выполнению комплекса профилактических мероприятий с социально незащищенными, асоциальными семьями.
4. ЕДДС районов, начальникам МГПО и инспекторским участкам ГИМС, где прогнозируется риск возникновения ЧС и происшествий, связанных со столкновениями паромных переправ с речными судами, нарушением эксплуатации переправ (превышение максимального веса), неисправным техническим состоянием речного транспорта, падением пассажиров за борт, организовать работу по надзору за данными местами. Совместно с администрацией муниципальных образований организовать оповещение населения через местные СМИ о соблюдении требований предупреждающих знаков и правил техники безопасности.
5. ЕДДС районов, начальникам МГПО и инспекторским участкам ГИМС, где прогнозируется риск возникновения ЧС и происшествий на акваториях Омской области, организовать работу совместно с администрацией муниципальных образований по выполнению мероприятий по особому контролю мест массового отдыха людей, не оборудованных для купания, с целью недопущения гибели людей на водных объектах.
6. ЕДДС районов, начальникам МГПО, лесничествам и лесхозам, рекомендовать главам муниципальных районов, сельских поселений и лесхозов не допускать проведение профилактических отжигов напочвенного покрова, уточнить состав сил и средств на ликвидацию природных пожаров. При возникновении природных пожаров немедленно информировать ОДС. Организовать убытие оперативных групп (администрация СП, лесхоз, ПЧ) к месту пожара. При возникновении термических точек, организовать своевременную отработку и оперативное тушение возгораний.
ЕДДС районов, рекомендовать главам муниципальных районов при повышении классов пожарной опасности лесов вводить особый противопожарный режим.
Лесничествам, лесхозам, ЕДДС районов и начальникам МГПО, организовать контроль за проведением следующих мероприятий:
- наземного патрулирования, особенно в местах посещаемых населением;
- авиапатрулирований исходя из классов пожарной опасности.
При 3 классе пожарной опасности:
- дежурств на пожарных наблюдательных пунктах с 10 до 19 ч.;
- проверки противопожарного инвентаря и транспортных средств к готовности к использованию.
При 4 классе пожарной опасности:
- провести детализацию прогноза по ухудшению лесопожарной обстановки, связанной с проведением профилактических отжигов и неконтролируемых палов растительности.
Лесничествам и лесхозам организовать контроль за проведением:
- наземных патрулирований с 8 до 20 ч. в местах работ, производственных объектов в лесу, в местах, посещаемых населением;
- авиапатрулирований не менее двух раз в день по каждому маршруту, ограничить или запретить посещение отдельных наиболее опасных участков леса;
- дежурств на пожарных наблюдательных пунктах в течение всего светлого времени.
При 5 классе пожарной опасности:
- провести детализацию прогноза по ухудшению лесопожарной обстановки, связанной с проведением профилактических отжигов и неконтролируемых палов растительности.
Лесничествам и лесхозам организовать контроль за проведением:
- наземного патрулирования лесов в течение всего светлого времени, а в наиболее опасных местах – круглосуточно. В помощь лесной охране и лесопожарным формированиям привлекать лесопользователей, работников полиции, аварийно-спасательные подразделения, добровольцев. Наземным командам придается дополнительная техника – бульдозеры, тракторы с почвообрабатывающими орудиями, автотранспорт. Команды, не занятые на тушении пожаров, должны находиться в местах сосредоточения круглосуточно в состоянии полной готовности к выезду на пожар;
- готовность резервных пожарных команд аналогична 4 классу пожарной опасности;
- авиационного патрулирования не менее 3 раз в день по каждому маршруту, ограничить или запретить посещение отдельных наиболее опасных участков леса;
- дежурств на пожарных наблюдательных пунктах, проводится как и при 4 классе пожарной опасности. Численность наземных команд увеличивается, в соответствии с планами тушения пожаров, за счет привлечения постоянных рабочих и специалистов лесничеств, лесопользователей и других лесопожарных формирований;
- запрета въезда в леса средств транспорта, а также посещения леса населением. Закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты, предупреждающие о пожарной опасности, выставляются контрольные посты из работников лесной охраны и полиции.
7. ЕДДС районов, где прогнозируется риск увеличения ДТП, довести оперативный прогноз до ГИБДД, главы администрации, дорожных служб, совместно с ГИБДД определить пути объезда опасных участков, установить дорожные знаки. Совместно с ГИБДД и ГП «Омскоблавтотранс» усилить контроль над дорожной обстановкой, соблюдением правил дорожного движения в зоне ответственности, работой автомобильного транспорта. Усилить контроль, при необходимости ограничить или приостановить движение пассажирского автотранспорта на длительные расстояния.
8. ЕДДС районов и энергослужбам, где прогнозируется риск возникновения аварий и ЧС на объектах энергетики проверить силы и средства ТП РСЧС, совместно с органами исполнительной власти выполнить комплекс предупредительных мероприятий. Предусмотреть принятие экстренных мер в случае возникновения аварий. Усилить контроль за функционированием систем электроснабжения. Проверить готовность к работе резервных источников электропитания в медицинских учреждениях с постоянным пребыванием людей, а так же на объектах с малоподвижными группами населения.
9. На опасной в отношении клещей территории проводить само- и взаимоосмотры каждые 10-15 минут для обнаружения клещей; не садиться и не ложиться на траву; стоянки и ночевки в лесу устраивать на участках, лишенных травяной растительности, или в сухих сосновых лесах на песчаных почвах; после возвращения из леса или перед ночевкой снять одежду, тщательно осмотреть тело и одежду; не заносить в помещение свежесорванные растения, верхнюю одежду и другие предметы, на которых могут оказаться клещи; осматривать собак и других животных для обнаружения и удаления с них прицепившихся и присосавшихся клещей. Применять специальные химические средств индивидуальной защиты от клещей: акарицидных средств (предназначены для обработки верхней одежды, применение на кожу недопустимо) и репеллентные средства (предназначены для обработки верхней одежды, применение на кожу возможно для защиты от кровососущих двукрылых). Применять средства необходимо в соответствии с прилагаемой инструкцией. В случае присасывании клеща, необходимо обратиться в травматологический пункт за первой медицинской помощью.
10. В средствах массовой информации информировать население о складывающихся погодных условиях, о соблюдении правил пожарной безопасности и безопасности при эксплуатации газового оборудования в жилых домах и объектах административно-хозяйственного и промышленного назначения, о соблюдении правил пожарной безопасности при нахождении в лесных массивах и недопустимости проведения бесконтрольных отжигов травы (мусора).
11. Проверить готовность системы оповещения.
12. Уточнить наличие материальных и финансовых средств для ликвидации последствий возможных ЧС на территории муниципальных районов.
13. Провести инструктаж дежурно-диспетчерских служб и организовать проверку выполнения превентивных мероприятий.
14. При возникновении ЧС немедленно информировать ОДС ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Омской области» по телефонам: 01; 25-83-26; 44-91-00, для задействования сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС.